|
Буйство
красок, эмоций и чувств. В таком настроении пребывали все, кто пришел
на спектакль «Алые паруса», премьера которого состоялась в прошедшие
выходные на сцене Донецкого академического областного русского
театра юного зрителя (г. Макеевка). То ли время подобрано очень
удачно, когда сама природа находится в ожидании чуда, то ли сработал
секрет самого известного произведения Александра Грина, но абсолютно
все, невзирая на возраст, с первых минут действа на сцене стали
погружаться в вымышленный мир писателя, вспоминая свой «первый день
любви».
|
Символы и совпадения Итак,
на сцене было море как водная стихия и безграничная любовь, случившаяся
благодаря чуду, в которое поверили. И не только герои, но и зрители.
Вообще вся гриновская проза, по мнению многих критиков, обладает таким
странным свойством – с первых минут захватывать своим сюжетом часто
вымышленных городов из вымышленных стран. Позже этот мир фантазий,
переплетенный с вполне реальными событиями и чувствами, назовут
«Гринландией». Именно она стала настолько притягательна для актера
Луганского академического областного русского драматического театра
Павла Морозова, что на основе рассказов писателя он создал музыкальную
феерию «Алые паруса». А главный режиссер того же театра, Олег
Александров, приехал в Макеевку, чтобы вымышленное действо совместить с
реальностью. Кстати, если уж обращать внимание на символы и совпадения, к
которым писатель Александр Грин относился с большой серьезностью, то у
режиссера в Макеевке очень удачными получаются спектакли, действие
которых связано с водной стихией. Это и прогремевшая «Гроза», и «Чайка»,
получившая немало наград и признаний, теперь – «Алые паруса». В алом цвете любви Как
и у автора бессмертного произведения, который был мастером передавать
эмоции посредством цвета, спектакль буквально залит всей палитрой
оттенков – от ярких и экспрессивных основных цветов до полупрозрачных и
еле видимых полутонов. Но иногда именно они сосредоточивали внимание
зрителя только на себе и становились полноправными героями сцены. Как
и у писателя, шелест леса, шум морских волн, – слышимые и видимые
благодаря новым технологическим средствам, позволяли слиться с природой и
ощутить себя частью огромного мироздания. Но, безусловно, красной
нитью проходит тема сначала неясного волнения в ожидании чуда, которое
перерождается в прекрасное чувство, зазвучавшее в финале аккордом алого
цвета любви. И кстати, музыка в этой постановке – полноправное
действующее лицо, органично дополнявшее и давшее возможность героям
более полно выражать свои чувства лирическими песнями и от души
веселиться на полную катушку, как это и положено в рыбацкой деревушке,
пусть и вымышленной. «Странная летящая душа» Но
не только цвет, музыка и декорации (каркас корабля, который возвышался
на сцене, тоже можно засчитать как отдельно действующее лицо) заставили
поверить в чудо. Актерам театра действительно удалось «опровергнуть все
законы бытия и здравого смысла» и заставить услышать «голоса нехитрых
истин», которые, по мнению автора, глушит «толстое стекло жизни». Однозначно,
магнитом и ярким эмоциональным пятном спектакля является главная
героиня Ассоль, которой «дано больше прочих, только на другом языке», в
исполнении Марины Данилич. Ее незатейливые монологи с природой («Как
поживаешь, старый орешник?») были настолько глубоки и искренни, что в
них сквозила мудрость, заключенная в простоте. Она заставляла зрителей,
хоть на мгновенье, но видеть ее глазами и чувствовать, как она. Наоборот,
полной противоположностью представляется нам семейство Меннерсов (глава
их семейства был виновен в смерти матери Ассоли, за что ее отец Лонгрен
(заслуженный артист Украины Леонид Ландковский) не спас Меннерса,
когда того уносило в бушующее море). Хин (Евгений Попов), Луиза
(Карина Казик), Грета (Гелена Сергутина), их мать и «безутешная» вдова
Майра (заслуженная артистка Украины Елена Кондрашкина) своими шуточками
и простым рыбацким юмором полностью контрастируют с утонченной главной
героиней, но в то же время становятся прекрасной эмоциональной разрядкой
для зала. Очень колоритным и поэтичным оказался образ
волшебника и странника Эгля в исполнении Константина Бабанина. Видимо,
собственная характеристика героя как «поэта в душе, который не сочиняет
сам», удачно совпала с внутренним ощущением самого актера, который
знаком с поэзией не понаслышке. Его прекрасная и несбыточная сказка для
Ассоли, как думали многие, воплотилась в жизнь благодаря мечте всех
романтических особ - капитану Грею (Михаил Меркулов). Он понял
нехитрую истину, которой всю жизнь следовал сам писатель Александр Грин,
– делать чудо своими руками. Может, поэтому его «Алые паруса»
стали бессмертным произведением и символом самой бескорыстной и
преданной любви? Если бы это было не так, его бы не читали в современном
мире, который принято считать прагматичным и расчетливым. И выпускники
Санкт-Петербурга на выпускном вечере обошлись бы без традиции выпускать
корабль с алыми парусами в Неву. С премьеры Наталия РЕУЦКАЯ |